ТК Ланской
Designhouse. Все для стильного интерьера
Контакты
  • пн-вс 10:00-20:00
№ компании: 479588

Брутализм в интерьере: стиль с тяжелым характером

14 марта, 07:03

Голый бетон, холодный металл, индустриальная эстетика, тёмные оттенки и максимум функциональности. Этот стиль напоминает лофт только издалека, но, если познакомиться с ним поближе, окажется весьма самобытным явлением. И если о лофте слышали все, то брутализм как стиль интерьера не слишком знаменит в широких кругах, хотя многие его элементы сегодня возвращаются в моду. Как формировался брутализм в архитектуре и дизайне и в каком виде дожил до наших дней? Рассказываем.

Бетон всему голова

20 век стал переломным для мировой архитектуры, как в подходе к конструированию, так и в вопросах эстетики. На смену нарядным декоративным фасадам пришла суровая красота бетона, а просторные залы сменили квартиры-ячейки.

Архитектура модернизма отличалась любовью к упрощенным формам, функционализму и грубым материалам, брутализм возвёл эту эстетику в абсолют.

Корни архитектурного брутализма уходят в английскую землю. В середине прошлого века многие здания послевоенной Британии были разрушены, а нехватка строительных материалов вынуждала пересмотреть подход к строительству. Вдохновляясь функциональными идеями Ле Корбюзье, местные архитекторы обратили внимание на доступные необработанные материалы. Так Англия, где дома традиционно строились из красного кирпича, постепенно начала обрастать бетонными фасадами: сначала брутальную фактуру примерили административные здания, потом и жилые.

Сам термин «брутализм» произошел от французского «béton brut», что дословно переводится как «необработанный бетон». В обиход его ввела семейная пара английских архитекторов — Элисон и Питер Смитсоны, использовавшая новое слово в своих теоретических статьях. Именно их принято считать центральными фигурами этого архитектурного направления. Смитсоны активно популяризировали железобетон, который вдохновлял их своими скульптурными возможностями. Для бруталистов бетон стал не просто доступным материалом, но и главным выразительным средством нового художественного языка.

Здания в стиле брутализм отличались массивностью форм и подчеркнутой фактурностью грубых поверхностей.

Как и советский конструктивизм, брутализм не боялся смелых и сложных композиционных решений. Бруталисты, в отличие от Ле Корбюзье, не стремились к одной лишь функциональности, они называли свой нарочито суровый бескомпромиссный подход к архитектуре строгой поэзией, извлеченной из мощных действующих сил.

Голые стены и суровые материалы

Стиль, порождённый необходимостью, с годами перерос в модное явление, которое перетекло в дизайн интерьера. Дизайнеры-бруталисты придерживались всё тех же принципов: искали красоту в естественном виде строительных материалов, увлекались геометричностью, выбирали массивные скульптурные формы, делали упор на функциональность.

Бетонных поверхностей не касались ни краской, ни штукатуркой, на виду оставались коммуникации и конструктивные элементы, цветовую гамму выбирали тёмную, построенную на землистых и серых оттенках, а для мебели и отделки использовали только самые суровые материалы.

Американский дизайнер Пол Эванс в 1960-х годах ввел в моду мебель в стиле брутализм из грубо обработанного металла. Все свои мебельные объекты, граничащие с произведениями искусства, Эванс изготавливал вручную. Его подход стал ещё одной характерной чертой интерьерного брутализма — уважением к ручной работе. Собственноручно сколоченный журнальный столик, сварные стеллажи и полки, рукотворная необработанная керамика — всё это в духе брутализма. Чем «мужественнее» материал, тем точнее попадание в стиль: в почёте грубо обработанное дерево, листовые железо и медь, металлические каркасы и, кончено, бетон. Самое хрупкое, что есть в таком интерьере — стекло.

Брутализм строже лофта, он выбирает более однородную эстетику и цветовую гамму, а детализированности предпочитает минимализм. Но не стоит думать, что декоративная составляющая в таком интерьере полностью упразднена. На фоне голых бетонных стен эффектно смотрятся картины абстракционистов, чёрно-белые фотографии, граффити и другие смелые арт-объекты.

Что ещё нравится брутализму, так это состарившиеся вещи. Прикроватная тумбочка из старой бочки, стремянка в качестве стеллажа, древний велосипед посреди комнаты, материалы с эффектом ржавчины и окисления — даже винтаж тут суровый, никаких бабушкиных кресел и ковров.

В 1980-х брутализм постепенно вышел из моды, но мода, как известно, циклична.

Брутализм возвращается

В 21 веке брутализм снова волнует умы дизайнеров. Если голая кирпичная кладка, характерная для стиля лофт, временно потеряла модный статус, то суровая фактура бетона уже долгие годы крепко держится в ряду трендов. Из бетона сегодня делают светильники, вазы, скульптуры, журнальные столики, его имитируют плитка, керамогранит и обои.

Естественным развитием тенденции стало переосмысление эмоциональной нагрузки: в модных коллекциях стал фигурировать бетон в конфетных оттенках розового, жёлтого и голубого, зародив моду на сочетание противоположностей — нежный брутализм.

Ещё одно наследие брутализма: признание эстетической ценности черновой отделки. Сегодня всё чаще можно встретить проекты с модным эффектом незавершенности, когда на виду остаётся часть строительного потолка или стены. При этом «голые» участки квартиры могут гармонично соседствовать с обжитой обстановкой.

Повстречать брутализм в интерьере в его чистом виде в наше время едва ли удастся, но его отдельные элементы хорошо приживаются в современных эклектичных пространствах, а голые бетонные стены остаются отличной базой для экспериментов.