Юмор и ирония в интерьере: зачем они нужны
Дизайнер Филипп Старк, также прославившийся как философ, юморист и провокатор, однажды сказал: «Без ноты юмора дизайн бесчеловечен». Это утверждение можно отнести к разряду спорных, но с тем, что юмор помогает бороться со стрессом и проще смотреть на жизнь, согласится каждый. Нужны ли юмор и ирония в наших интерьерах и какие формы они могут принимать? Рассказываем.
Смешная история
Ирония в интерьере — не скороспелый тренд 21 века. Всегда находились те, кто считал, что без юмора в искусстве и дизайне не обойтись. Мы уже начали статью с цитаты Старка, вспомним и других шутников от мира дизайна.
Например, сюрреалиста Сальвадора Дали, часто изображавшего привычные объекты в непривычном состоянии и абсурдной среде. Ярким примером интерьерного юмора может послужить его комната-портрет, изображавшая лицо актрисы Мэй Уэст, где портьеры становятся волосам, камин — носом, картины на стене — глазами, а диван — красными губами голливудской дивы. Арт-объект Сальвадора Дали стал прототипом для реального дивана в форме губ, который ушёл в массовое производство и выпускается до сих пор.
Всегда находились творцы и дизайнеры, которым нравилось иронизировать над привычным, ломать рамки традиционного и предлагать принципиально новые альтернативы обыденным предметам.
Так сумасбродные художники, называвшие себя антидизайнерами, в конце 60-х годов активно увлекались переосмыслением мебельных форм. Самым популярным продуктом их трудов стало кресло-мешок. Привычный для нас объект задумывался как ироническая насмешка над общественной нормой. Дизайнеры очень постарались изобрести кресло, в котором не было ничего общего с креслом: никаких жестких форм и пластиковые шарики внутри. В «мешке» можно было сидеть, только полулежа, что подчеркивало несерьёзность дизайнерских намерений и вызов, брошенный консервативному обществу, где в креслах сидят с прямой спиной. Продукт не был рассчитан на массового потребителя, но в итоге ушел в народ. Иронично!
Хочется вспомнить также итальянца Алессандро Мендини, придумавшего понятие «банальный дизайн», который брал за основу какую-нибудь интерьерную банальность, и иронично переосмысливал её за счёт чего-то противоестественного. Ярким примером можно считать кресло «Proust», в котором элитарная барочная форма объединилась с современной «неуместной» обивкой.
Ещё один культовый дизайнер — датчанин Вернон Пантон утверждал: «Я не могу вынести, когда, входя в комнату, вижу диван, столик и два кресла!». Поэтому он конструировал комнаты, в которых не было прямых линий, и мебель самых невероятных форм, иногда подвешенную к потолку, способную возвышаться и понижаться в пространстве.
Такие дизайнеры превращают интерьер в игру, от души веселятся и предлагают к ним присоединиться.
Избыточная серьёзность и строгое соответствие стилю в современном интерьере иногда может смотреться комично, в плохом смысле этого слова. Так современная жилплощадь, оформленная в стиле классицизм или барокко будет напоминать скорее декорацию, чем пространство для жизни. Ироничные объекты помогают разрядить обстановку и снизить градус пафоса.
А если интерьер не склонен к чопорности и помпезности, юмористическая составляющая станет дополнительным эмоциональным слоем, который сделает жилое пространство вашим близким другом.
Ирония делает интерьер индивидуальнее, интереснее и остроумнее. Не зря же говорят, что чувство юмора — главный признак интеллекта.
Интерьерный юмор учит смеяться над собой, проще относится к вещам и жизни в целом. А ещё это доза хорошего настроения для ваших гостей.
Подбираем дозировку
Некоторые интерьерные направления не только не боятся иронии, но и берут её за основу. Самый яркий представитель интерьерного юмора — стиль китч. Вот где максимализм и абсурдность выкручены на максимум. Само слово с немецкого переводится как «безвкусица», использовать его в качестве названия интерьерного направления — само по себе насмешка и протест.
Китч высмеивает потребительство и слишком серьезное отношение к вещам, поэтому превращает жилые пространства в смесь мастерской художника сюрреалиста и барахолки. Но далеко не всем комфортно жить в атмосфере творческого безумия и превращать интерьер в пощечину общественному вкусу. Выбирать максимализм необязательно.
Нет нужды принимать все интерьерные решения с юмором, если это противоречит вашей натуре. Всего одного-двух забавных или ироничных объектов может быть достаточно, чтобы разбавить эмоциональную стерильность даже самого строгого интерьера.
Просто выберите комфортную дозировку юмора.
Неуместное, несочетаемое и просто забавное
Существует несколько общедоступных способов пошутить в интерьере. Самый популярный: поиграть с уместностью.
Картинная галерея над унитазом, а в гостиной — плетёная корзина на стене вместо картин, зеркало над раковиной на кухне, в котором вы можете увидеть, с каким лицом моете посуду, стопка чемоданов вместо журнального столика, детский рисунок в роскошной багетной раме — вариантов множество.
Добиться комического эффекта также помогут интерьерные контрасты. Можно вдохновиться банальным дизайном Мендини, и переодеть мебель классических форм в обивку с подчеркнуто современным принтом, выкрасить «античный» гипсовый бюст в кислотный оттенок и нарядить в бейсболку, или разбавить серьёзную обстановку гостиной граффити на стене.
Ещё один способ — чистый юмор. Проще всего отыскать его в арт-объектах. Это может быть ироничный постер, забавная скульптура или портрет домашнего любимца в костюме времен Ренессанса, выполненный на заказ. Можно пошутить и самостоятельно: повесить на холодильник дорожный знак СТОП, а для туалета подобрать обои с изображением публики в партере театра. Доверьтесь собственной фантазии или пригласите поиронизировать дизайнера.
Или всё-таки не смешно?
Ирония — распространенное явление в зарубежных интерьерах и редкое в российских. Почему? Может, дело в том, что мы склонны делать ремонт «на века», а чтобы ничего потом не пришлось переделывать, всё должно быть идеально и выверено, тут уж не до шуток. Да и не все заинтересованы в том, чтобы иронизировать над обыденностью и демонстрировать чувство юмора в интерьере. Все мы разные, и подход к каждому со стороны дизайнера должен быть индивидуальным.
Статья началась с цитата Филиппа Старка, равновесия ради закончим её цитатой его идеологического антипода — именитого дизайнера Акилле Кастильони: «Я часто слышу, что предмет должен быть забавным. Какого это черта он должен быть забавным? Он должен быть полезным!». А что думаете вы?