ТК Ланской
Designhouse. Все для стильного интерьера
Контакты
  • пн-вс 10:00-20:00
№ компании: 479588

Советский интерьер: как это было и что нам от него осталось

11 мая, 23:16

Цветастые ковры и гобелены с оленями, набитые хрусталем серванты, лакированная ДСП, люстры с «висюльками», фарфоровые слоники, абажуры с бахромой — все эти атрибуты советского интерьера долго «выкорчёвывали» из человеческого сознания и жилых пространств, ссылали на дачи и антресоли, предавали забвению. И если каким-то приметам советского быта действительно лучше остаться в прошлом, это не значит, что среди интерьерного наследия прошлого века нет красивых вещей, которые достойны новой жизни. Какие элементы советского интерьера можно воскресить в современном, и как с ними работать? Рассказываем.

Такое разное советское наследие

Советский интерьер на протяжении десятилетий развивался автономно и практически изолированно, сначала «доживая» остатки дореволюционной роскоши, потом по крупицам перенимая европейские тенденции. Но чаще всего советскому человеку было и вовсе не до интерьеров.

Советский интерьер — это многогранное понятие. Кто-то в первую очередь вспомнит о конструктивистских плакатах Александра Родченко с черно-белыми фото Лили Брик и большими красными буквами. Кто-то подумает о скудной обстановке времен дефицита, кто-то — о мещанском стиле дореволюционной русской усадьбы, который доживал своё в квартирах интеллигенции. А кому-то на ум придут стулья из 60-х на тонких лакированных ножках. И всё это советские интерьеры.

Кроме того, не стоит забывать, что советские пространства общественного назначения и интерьеры простых советских граждан тоже были разными, как небо и земля. Одни масштабные и роскошные, другие в большинстве своём дефицитные. До 1960-х жилые интерьеры были преимущественно втиснуты в пчелиные соты коммунальных квартир, в каждой из которых был свой отдельный мир, где эстетика никогда не была на первом месте.

Воспоминаний и ассоциаций много, а вердикт зачастую один: советский интерьер должен остаться в прошлом.

На самом деле атрибуты советского наследия могут казаться непривлекательными, не потому что являются таковыми на самом деле, а потому что тянут за собой не самые радужные воспоминания. Так человек, которому довелось пожить в советской коммунальной квартире, едва ли захочет воспроизвести её атмосферу в своём современном интерьере.

Всё чаще наследие прошлого века стремится воскресить поколение, которые его практически не застало, и, скорее всего, именно потому, что смотрит на советский интерьер свежим взглядом, находя в нём красивое и интересное, охотно задействуя раритеты и стилизацию в жилых и коммерческих интерьерах.

Аллюзии и рециклинг

Им есть из чего выбирать. Многообразие советского интерьерного прошлого позволяет идти разными путями.

Можно выбрать конструктивизм и выкрасить стены в яркие цвета в технике колор-блокинг. И хотя конструктивизма как такового в советских интерьерах не существовало, современные декораторы не обращают на это внимание, вдохновляясь архитектурой и агитационными плакатами того времени, которые, между прочим, считаются одним из первых образчиков мирового графического дизайна.

Можно пойти путём сталинского ампира с его потолочными лепными розетками, белыми скатертями и обширной библиотекой классиков.

Можно выбрать мид-сенчури модерн с его тонконогими лакированными сервантами и приземистыми креслами с деревянными подлокотниками. В 60-х такую мебель производили и в СССР, и на Западе, заново вдохновляюсь конструктивизмом 20-х годов.

А можно смиксовать все эти элементы и подружить их с современным интерьером.

Когда речь о советской стилизации современных заведений общепита, никто не требует музейной аутентичности. Тем более не уместна она в жилых пространствах.

Едва ли у кого-то возникнет желание дословно передать все приметы советского быта, но его отдельные элементы помогут создать интересное, проникнутое ностальгическим ассоциациями пространство.

В дизайнерских проектах советские аллюзии чаще всего возникают, когда хочется подчеркнуть архитектурные особенности объекта, например лепнину в «сталинке». Движущей силой для ностальгического дизайна также может послужить семейная история. Дизайнеры часто сталкиваются с просьбами обыграть в проекте бабушкин сервант или дедушкину домашнюю библиотеку.

Ностальгические объекты могут ужиться с современными соседями. И даже с подчеркнуто современными, если хочется сыграть на контрасте. А если есть желание подробнее воссоздать атмосферу, на помощь придут нарочито состаренные фактуры и стилизованная мебель. И, конечно, подлинное ретро.

С наследие тоже можно работать по-разному: стремиться сохранить его в естественном винтажном виде или отреставрировать. Качественную довоенную мебель можно полностью реанимировать с помощью морилки, лака и новой обивки.

Ещё один путь рециклинг: подарить старым вещам новую жизнь: превратить древний чемодан в новый журнальный столик, а дисковый телефон в основание для светильника (внимание на обложку статьи).

Узнаваемые атрибуты прошлого

Даже если вы не располагаете винтажными подлинниками, можно воссоздать советский колорит за счёт характерных элементов, которые найдутся на современном рынке отделочных и декоративных материалов.

Прежде всего это легендарный паркет «ёлочкой», который дожил до наших дней, не потеряв актуальности, снова модная латунная фурнитура, и та самая потолочная лепнина — сокровище зданий старого фонда. Если вам такая не досталась, её легко можно воспроизвести и смело сочетать с современной мебелью или тем же мид-сенчури, если не хочется отпускать советскую тему.

Ещё один стилеобразующий стройматериал — стеклоблоки. Нетривиальное решение, которое позволит не только подтянуть советские ассоциации, но и наполнить квартиру солнечным светом.

Интересный способ обыграть ностальгическую тему: обклеить стену вырезками из газет. Ведь именно на газеты обои клеили в советское время.

Самым колоритным и неоднозначным способом воспроизвести советскую атмосферу станет ковер на стене. В постсоветском пространстве люди относятся к такому решению настороженно и иронично, а вот в европейских интерьерах это вновь практикуется.

Да и вообще, что для одного хлам, для другого находка, особенно если этот «другой» — дизайнер, умеющий работать с винтажными вещами и атмосферами.