ТК Ланской
Designhouse. Все для стильного интерьера
Контакты
  • пн-вс 10:00-20:00
№ компании: 479588

Дизайнер + заказчик: как найти общий язык

15 марта, 22:00

У дизайнера может быть блестящее образование и бесспорный талант, у заказчика может быть большой бюджет и хороший вкус, но в какой-то момент обе стороны могут ощутить желание бросить проект. Чаще всего причина в неграмотно выстроенной коммуникации. Как правильно общаться друг с другом, чтобы тандем «дизайнер + заказчик» принёс желанные плоды?

Если вы дизайнер

Иногда ситуация, в которой вы с клиентом «не сошлись характерами», столь разрушительна для нервной системы, что проект хочется бросить, даже если половина работы позади, а аванс нужно вернуть. Чтобы не оказаться в этой точке, нужно помнить базовые правила продуктивного взаимодействия.

Будьте понятными

Чтобы быть понятым, нужно быть понятным. Старайтесь избегать специфических профессиональных терминов в речи, даже если кажется, что клиент, утвердительно кивающий головой, всё понимает. Не всем комфортно признаться в том, что они столкнулись с незнакомым словом.

Многократно проговаривайте этапы работы и акцентируйте внимание клиента на тех, которые требуют отдельной оплаты, чтобы это не оказалось сюрпризом.

Ведите

В этом танце вы ведете. Это не значит что идеи клиента нужно игнорировать, даже если они кажутся абсурдными, их стоит попытаться адаптировать, уловив общее настроение.

Прислушивайтесь, старайтесь понять, но не отдавайте вожжи в руки заказчика. Если полностью делать проект под диктовку, результатом, как не парадоксально, может стать бесконечная череда правок. У клиента нет специального образования и натренированного глаза, чтобы оценить сочетаемость и рациональность своих решений, поэтому конечный результат может потребовать многократных переделок. Старайтесь сразу уводить творческую мысль заказчика от того, что не будет работать.

Но помните, что речь не о вашем творческом самовыражении, а о создании интерьера для другого человека. Даже если заказчик даёт проект на откуп, это не означает, что можно перестать задавать вопросы.

Спрашивайте

Даже если клиент попался неразговорчивый, стоит выяснить не только, что он хотел бы видеть в проекте интерьера, но и почему. Задавайте вопросы на всех этапах, не ограничивайтесь одной ознакомительной беседой.

Если клиент конфликтный, не обороняйтесь и уж точно не нападайте в ответ. Спрашивайте. Выясните, что конкретно не нравится, вникайте в детали.

При таком подходе заказчик будет чувствовать, что его слушают и быстро исчерпает запал конфликтности, настраиваясь на компромисс. А у вас будет максимально точная картина происходящего, которая поможет минимизировать количество переделок.

Заранее оговорите количество правок

Вам будут встречаться заказчики, которым всё время будет чего-то не хватать, такие, кто захочет «примерить» множество вариантов, а в результате вернётся к первому, и те, кто будет плохо понимать собственные желания. Это нормально. К этому стоит подготовиться с помощью четко сформулированного ТЗ и заранее оговоренного количества правок, которые вы готовы вносить в проект.

Имейте в виду: если вы не первый, а тем более даже не второй дизайнер, к которому попадает проект, вероятно вам достался сложный клиент, любитель правок. Заранее решите, готовы ли вы с таким работать или проще отказаться.

Поработайте психологом

Уважайте личные границы клиента. Не для всех сбор «анамнеза» об образе жизни и взглядах на мир может быть психологически комфортным. Устраивая «тестирование», чтобы определить предпочтения клиента, помните про индивидуальный подход. Разговорчивый заказчик всё расскажет сам, достаточно направлять поток его мысли. Замкнутому клиенту стоит объяснить, почему вы задаете каждый конкретный вопрос и как это отразиться на проекте.

«Дружить» с заказчиком — необязательно, главное — помнить о деликатности.

Неплохо нарисовать для себя психологический портрет человека, с которым вы работаете, но не стремитесь к постановке точных «диагнозов» и развешиванию психологических ярлыков, и уж точно не озвучивайте такие догадки. Люди сложнее психологических типажей. Для многих будет некомфортна попытка загнать их самовосприятие и интерьерные предпочтения в узкие рамки.

Если вы заказчик

Чтобы не разочароваться в услугах дизайнера, не оказаться в конфликтной ситуации, и не остаться с проектом, от которого вы ожидали большего, будьте готовы освоить следующие рекомендации.

Вникайте

Потратьте время на выбор дизайнера, изучите портфолио, расспросите о принятых решениях в реализованных проектах. Это поможет понять специфику взаимодействия дизайнера интерьера, желаний заказчика и особенностей жилплощади.

Изначально сформулируйте, что вы хотите от дизайнера: визуализацию для размышлений, проект «под ключ» с авторским надзором или что-то из промежуточных вариантов. Определившись с целями, пропишите детали в договоре, даже если дизайнер близкий друг друзей или брат мужа коллеги вашей мамы.

Внимательно изучайте договор. Сформируйте четкое понимание, какие работы входят в стоимость, за какие услуги придётся доплачивать.

Готовьтесь разговаривать

Может показаться, что вас спрашивают о вещах, которые дизайнеру знать необязательно. Это делается не из праздного любопытства, а чтобы «почувствовать» клиента и предложить не скучный типовой проект, а интерьер по индивидуальным меркам. Старайтесь отвечать конкретно и давать дизайнеру фидбэк на каждом этапе.

Доверяйте (и себе и дизайнеру)

Вы не обязаны приходить к дизайнеру с абсолютно сформированной «картинкой», которую ему просто потребуется «перенести на бумагу», но заранее определиться в предпочтениях и собрать коллекцию референсов — не повредит.

Будь готовы к тому, что некоторые желания могут быть взаимоисключающими. Дайте дизайнеру предложить свои варианты, но не уступайте в принципиальных моментах, если они не идут вразрез с бюджетом и здравым смыслом.

Ваше мнение может меняться, любой дизайнер к этому готов, поэтому заранее оговаривайте возможность и количество правок. Но имейте в виду, если заказчика сильно штормит в желаниях, это может привести к тому, что клиент и дизайнер устанут друг от друга, а проект получится вымученный.

Объясните, что именно не нравится

«Не лежит душа» — пример плохой обратной связи. Услышав такой комментарий много раз, любой дизайнер опустит руки. Это не значит, что надо соглашаться на проект, к которому душа действительно не лежит, но чтобы не блуждать в лесу правок и тумане недопонимания, нужно конкретно объяснить что и почему не нравится.

Расскажите, какие чувства и ассоциации вызывает «не тот оттенок», объясните, почему не считаете решение практичным, попробуйте определить, что раздражает в проекте. Возможно, дизайнеру удастся развеять сомнения или изменить отношения за счёт нескольких штрихов.

Если заранее не уверены в «хотелках», попробуйте запросить разные по настроению эскизы, потому что выбирать из почти идентичных вариантов — сложно.

В погоне за правками, важно вовремя остановиться. Если сотрудничества не получается, иногда с дизайнером проще расстаться, чем мучить проект дальше.

Не конфликтуйте

Помните: сотрудничество всегда лучше тотального контроля или спора. Если работа дизайнера не устраивает, попробует нажать кнопку перезагрузки и вместе посмотреть на проект под другим углом. Иногда достаточно на время оставить в покое «проблемную» комнату и сосредоточиться на дизайне другого помещения.

Проект интерьера — про сотрудничество и умение слушать. Если выстроить общение правильно, результат может быть потрясающим, а процесс увлекательным.