Единое целое: правила композиции в интерьере
В мире дизайна интерьеров есть свои законы — законы композиции. Их нарушение чревато отсутствием баланса и гармонии в жилом пространстве.
Хаос и порядок
Продуманный дизайнерский интерьер никогда не выглядит как случайный набор предметов. Даже детализированные пространства, в которых смешиваются разные стили и эпохи, не превратятся в хаос и абсурд, если выдержать композицию.
Все объекты в помещении должны взаимодействовать друг с другом: контрастировать, перекликаться, поддерживать общую геометрию и концепцию.
Композиция — это художественная связь элементов, которую обеспечивает их определенное расположение в пространстве. Именно композиция превращает интерьер в цельную историю, рассказанную языком выразительных средств. Такие интерьеры выглядят, как текучие пространства, все фрагменты которых взаимосвязаны и плавно перетекают друг в друга.
Доминанта и центр
В помещении что-то должно в первую очередь притягивать взгляд. Мы заходим в комнату и смотрит только на неё: на доминантную часть композиции, и уже потом замечаем остальные объекты. Доминанта может выделяться за счет цвета, формы или масштаба. Зачастую доминанта совпадает с центром интерьерной композиции.
Центр композиции необязательно располагается непосредственно в центре комнаты, он вполне может занимать угол или располагаться у стены. Классические центральные элементы в интерьере: камин, ТВ-зона, обеденный стол, окно, ковер, изголовье кровати в спальне.
Все прочие элементы композиции «танцуют» вокруг центра и поддерживают доминанту, если они будут с ней спорить весь образ развалится.
Центр композиции и её доминантная часть — это не всегда одно и то же. К примеру: центром может быть большой стол в обеденной зоне, но доминировать над всем пространством будет потолок с художественной отделкой.
Симметрия и асимметрия
Объекты можно гармонично расположить вокруг композиционного центра, воспользовавшись средствами симметрии или асимметрии.
Симметрия — это логичный способ организации пространства, который может как идентично отзеркаливать части композиции, так и просто равномерно распределять предметы схожих форм и размеров относительно выбранной оси. Простые примеры: одинаковые прикроватные тумбочки с одинаковыми настольными лампами по обе стороны от изголовья кровати; два торшера по бокам дивана; диван напротив двух кресел, схожих с ним габаритами и формой; идентичные стеллажи по обе стороны каминного портала.
Человек, как и почти все живые существа на планете, биологически симметричен и зачастую тяготеет к симметрии вокруг себя. Такая композиция воспринимается нами как упорядоченная, стабильная и психологически комфортная. Но это не значит, что симметрия не может казаться кому-то скучной или слишком формальной.
Нарочитая асимметрия в симметричной композиции используется дизайнерам как способ уйти от лишней строгости в обстановке.
Асимметрия может как дозировано присутствовать в декоре, так и выступать в качестве способа размещения объектов в пространстве. Асимметричность композиции придает пространству динамики, а интерьеру более обжитой вид. Сбалансировать такое пространство позволяет цветовая гамма и геометрия. Расстановка предметов при этом не выглядит случайной и, как и в случае с симметрией, подчиняется принципам визуального равновесия: нельзя заставить мебелью две трети комнаты, а третью её часть оставить пустой. Асимметрия — тоже тип баланса.
Родство и ритм
Психологи утверждают, что человеческий мозг стремится воспринимать образы целостно. Поэтому нам комфортнее находится в гармоничных интерьерах, элементы которых объединены между собой за счет фактуры, цвета, формы или повторяющегося узора. Нам подсознательно нравятся повторяющиеся элементы, позволяющие сформировать целостную картину.
Родство предметов в дизайнерском интерьере никогда не будет слишком буквальным: это не один и тот же цветочный принт, мигрирующий с подушек на ковер, а с ковра на шторы, это ненавязчивое перекликание узоров, оттенков и форм. Так округлая спинка дивана может перекликаться с формой журнального столика, арочного проема и рисунком на постере, а цвет штор продублируется в сложном узоре ковра.
То, что называют «ритмом», в интерьере появляется за счет многократного повторения родственных или идентичных элементов. Примером могут послужить потолочные балки, колонны, арочные проёмы, одинаковые светильники или обеденные стулья. Интересный дизайнерский приём — сломать ритм, например: среди идентичных стульев может затесаться один контрастный по цвету или фактуре.
Контрасты и акценты
Предметы в интерьере можно «подружить» не только за счёт «родства», но и с помощью контрастности. Контраст цветов и/или фактур — одно из главных выразительных средств современного дизайна. Гладкая матовая поверхность по соседству с грубой бетонной стеной или брутальной кирпичной кладкой, активный принт на акцентной стене на контрасте с минималистичной отделкой, контрастные цветовые акценты на нейтральном фоне — вариантов множество.
Здесь главное — не перестараться, если контрастов слишком много, взгляд перестанет их детализировать и превратит в одно расплывчатое пятно.
Даже с одинаковым набором ингредиентов можно приготовить разные блюда, в зависимости от того в какой последовательности и пропорциях их использовать. Чтобы у интерьера получился «сбалансированный вкус», доверьте построение композиции практикующему дизайнеру.