Цветовые тренды: кто и как выбирает за нас модные оттенки
«Главный оттенок года», «модная палитра сезона» — привычные словосочетания в фэшн-индустрии и дизайне интерьера. Зачастую мы воспринимаем цветовые тренды как должное, но, если задуматься, возникает вопрос: а судьи кто? Рассказываем кто и как выбирает модные оттенки в интерьере.
Лидеры мнений
У руля цветовых тенденций стоят такие организации, как Скандинавский институт цвета, Институт RAL, влиятельные агентства стиля и крупные лакокрасочные бренды, но главным авторитетом в мире колористики, безусловно, является Институт цвета Pantone. На палитры Pantone ориентируются веб-дизайн, фэшн-индустрия и интерьерная мода. По сути Pantone создает общее информационное поле для дизайнеров. Как это происходит?
Может показаться, что группа самопровозглашенных экспертов наугад выбирает оттенок, даёт ему благозвучное название, присваивает номер, а все вокруг принимают их мнение на веру, немедленно меняя гардероб, цвет стен и обивку мягкой мебели. Но всё куда интереснее.
Штат Института цвета Pantone состоит не только из группы экспертов, но и из многочисленных фрилансеров, которые собирают информацию во всех сферах человеческой жизни, где задействован цвет: на подиумах, в дизайне интерьера, в социальных сетях, в киноиндустрии и так далее. Эксперты Pantone, обрабатывая полученную информацию, проводят анализ мировых настроений, тенденций и цветовых пристрастий, и составляют цветовой прогноз, определяя сезонные оттенки-фавориты и главный цвет года. Pantone не законодатели, а скорее предсказатели цветовых трендов.
Как они это делают
Цвет года в Pantone определяют на протяжении двух лет: сначала фиксируются цветовые закономерности и пристрастия, достоверность которых определяет спрос на те или иные оттенки производственных компаний. Потом в сотрудничестве с ведущими мировыми дизайнерами создается шорт-лист популярных оттенков, одному из которых предстоит стать всеобщим любимчиком. Главный оттенок года традиционно объявляется в декабре.
А в следующем декабре? Предыдущий оттенок падёт с пьедестала, забытый, ненужный, нелюбимый, уступая место новому? Так это не работает. Ещё два-три года так называемое эхо модного оттенка будет давать о себе знать во всех направлениях дизайна.
Ведущие лакокрасочные компании, выдвигая собственные модные палитры, также ориентируются на тенденции в мире дизайна и на спрос в собственных шоурумах. В силу этого модные палитры разных брендов и организаций зачастую оказываются синонимичны друг другу.
Что стоит за цветом
Эксперты не только следят за цветовыми настроениями в обществе, но и анализируют их причину. Так в 2019 году оттенком-фаворитом Pantone стал «Живой коралл», потому что, по мнению Института цвета, именно в этом оттенке на тот момент «нуждался» мир. Слово «нуждался» мы берём в кавычки — разумеется, мир мог обойтись без «Живого коралла», но точно нуждался в дозе оптимизма, тепла и природолюбия, что и символизировал выбранный Pantone оттенок.
За модным оттенком стоят коллективные настроения и тенденции в глобальной культуре.
В 2020 году Pantone провозгласили фаворитом «Классический синий». Такой выбор эксперты объяснили тягой мира к стабильности и спокойствию, которые символизирует безмятежный оттенок сумеречного неба. Учитывая события 2020 года, прогноз себя оправдал.
Колористические тренды — это не догмат, а всего лишь ориентир, набор инструментов для дизайнеров и символ происходящих в мире событий. Примерять цветовые тренды на себя или свой интерьер не обязательно.
Разные фавориты, общие тенденции
Предсказанный Pantone хитовый оттенок 2020 оказался созвучен модным палитрам большинства лакокрасочных брендов: благородный тёмно-синий цвет в разных вариациях появился почти у всех.
В то же время по версии лакокрасочного бренда Dulux главным цветом года стал «Тихий Рассвет» — спокойный светлый и универсальный оттенок.
А бренда Tikkurila выбрал своим любимчиком жизнеутверждающий светло-жёлтый оттенок «Лимонад», чтобы впустить в интерьер лето и солнце.
Напрашивается вывод: сколько модных палитр, столько и главных оттенков года.Такой разный выбор фаворитов снова может показаться случайным. Но если присмотреться, мы найдем в модных палитрах родственные оттенки и обнаружим общий источник вдохновения.
Так для Pantone и Dulux им стало небо: у одних сумеречное, у других утреннее. В целом все модные оттенки 2020 оглядываются на природу, стремясь «поймать» её подлинные краски и адаптировать их к интерьерной моде. Выбор источника вдохновения тоже не случаен, а продиктован экологической ситуацией и той самой мировой тягой к гармонии и равновесию, которую отметил Pantone.