Майкл Шон Смит: дизайнер Белого дома
В мире дизайна есть новаторы, которые спорят со старыми стилями, а есть «дипломаты», которые не спорят, а сочетают. Майкл Шон Смит – один из таких «дипломатов» от мира дизайна, умеющий органично совместить музейные древности с современными тенденциями. Создавая для себя и своих клиентов продуманные, респектабельные, но совсем нескучные интерьеры, Майкл Смит обратил на себя внимание семьи Обама и получил возможность обновить жилые апартаменты и кабинеты Белого дома.
Дизайнер из Города ангелов
Майкл Смит родился в Лос-Анджелесе, окончил аспирантуру в колледже искусств и дизайна Отиса, а дополнительное образование получил в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Академическое образование сказалось на творческом взгляде дизайнера – Смит с самого начала тяготел ко всему аутентичному, обладающему исторической ценностью.
Вернувшись из Великобритании, первые шаги в профессии он сделал как торговец антиквариатом, затем работал с культовым нью-йоркским дизайнером Джоном Саладино, который прославился своей любовь к противопоставлениям в интерьере. Мастер контрастов Саладино оказал существенное влияние на формирующийся вкус Смита, показав ему, как заставить классику и современность существовать в тандеме.
В начале 1990-х Майкл Шон Смит уже основал собственную компанию. Среди его заказчиков сразу же появились «блестящие» имена: Джордж Клуни, Стивен Спилберг, Говард Маркс, Мишель Пфайффер.
Он так же успешно работает в сфере промышленного дизайна, создавая коллекции мебели, дизайн светильников и посуды, парфюмерии для дома.
«Обновленный традиционный» – так говорит о своём стиле сам Майкл. Его главный приём – динамичное сочетание европейской классики и американского модернизма.
Он умело сочетает в одном пространстве сложные оттенки, разные интерьерные эпохи и стили. Визитная карточка дизайнера: объединить в интерьере современные арт-объекты и классический антиквариат.
Пространства, оформленные Смитом, выглядят комфортными, обжитыми, визуально насыщенными, но не перегруженными.
Дизайнера волнует не только европейское и американское наследие, Смит питает слабость к восточной старине. В его интерьерах встречаются вышитые узбекские ковры сюзане, плетеные корзины, китайские обои XVIII века, марокканские ковры с рисунком, будто выцветшим на солнце.
Каждая деталь в проектах Смита «работает»: перекликается с основной идеей, сообщает нам что-то о владельце интерьера, о своём времени и даже об особом духе города, где был реализован проект.
Задание от Президента
Майкл Смит был представлен семье Обама общим другом в Чикаго после выборов 2008 года. Предложение Барака и Мишель Обама оформить комнаты Белого дома открывало фантастические перспективы.
Хотя Первую леди волновал в основном комфорт, а её вкусы тяготели к непринужденной элегантности в обстановке, семья Обама и сам дизайнер прекрасно осознавали важность общественного мнения. Залам, которые будут принимать политиков и журналистов, требовалась согласованность с традициями и символическая ценность нововведений. Все изменения должны были быть оправданы.
Чтобы вникнуть в контекст, Майкл углубился в изучении истории Белого дома. Он читал письма и комментарии Эбигейл Адамс, Жаклин Кеннеди, дизайнера интерьеров семьи Клинтон – Каки Хокерсмит, словом, всех, кто когда-либо вносил вклад в историю здания.
Уильям Аллман, куратор Белого дома, подчеркивал: «Майкл отнесся к традициям Белого дома очень чутко и добавлял современные штрихи в обстановку аккуратно, стратегически точно».
Благодаря Майклу Смиту, частная резиденция Белого дома отразила вкус Первой семьи, и в стенах, помнящих звук шагов Теодора Рузвельта, повеяло духом современности.
Овальный кабинет Барака Обамы
В 2010 году Майкл Смит стал членом Комитета по охране Белого дома, и Овальный кабинет открылся для посещений. Мишель Обама настаивала: в общенациональном диалоге пора зазвучать новым голосам. Именно эта идея легла в основу многих решений по оформлению. В Белом доме появились художники и дизайнеры, которых раньше в этих стенах было просто невозможно представить.Новый взгляд на Белый дом
Для Овального кабинета Смит выбрал светлую палитру, которая создавала дружелюбную атмосферу и способствовали открытому общению при переговорах. В центре внимания два дивана, рядом с которыми расположились два массивных светильника с цилиндрическими абажурами. Главное действующее лицо – светлый овальный ковёр с цитатами Джона Кеннеди и Майкла Лютера Кинга.
Комната переговоров – место, которое Барак Обама предпочитал другим для отдыха с семьей или уединенной работы по вечерам. Для оформления этого пространства был выбран путь эклектики и контрастов: антикварная мебель соседствует с произведениями абстрактного искусства и сценами из жизни коренного населения Америки. Стены демократично декорированы обоями из натурального волокна. Паркетный пол в центре укрыт турецким ковром-ушаком, делая пространство больше похожим на семейную гостиную, чем на место, где проходят политические дебаты.
Комната переговоров
В конце 2014 года Первая леди Мишель Обама впервые открыла для публики старую семейную столовую Белого дома. Обустроенное в 1825 году, помещение служило главной столовой для президентов и их семей в течение 1960-х, а затем использовалось для небольших обедов и ужинов.
В старой семейной столовой появилось нечто принципиально новое: работы абстракционистов Роберта Раушенберга и Альмы Томас, ставшей первой женщиной-афроамериканкой, произведения которой были представлены в Белом доме.
Семейная столовая
Полотно выпускницы школы Баухаус Анни Альберс в столовой сыграло роль ковра. Декор обновлён красным занавесом, цвет которого перекликается с картиной Раушенберга, отдаленно напоминающей американский флаг.
Союз Первой семьи и Майкла Смита достиг двух важных вещей. Во-первых, официозные интерьеры Белого дома приобрели мягкую элегантность и уют, что продемонстрировало открытость и демократичность их владельцев. Во-вторых, впервые в истории Белый дом превратился в галерею современного искусства, где получили шанс заявить о себе разные направления в искусстве и выставиться авторы всех рас, вне зависимости от их известности.
Майкл Смит элегантно справился с поставленной перед ним задачей. Тот же подход он демонстрирует во всех своих работах, показывая, как отразить в обстановке статус владельца, его вкусы и дух времени, и при этом сделать интерьер удобным для жизни.