ТК Ланской
Designhouse. Все для стильного интерьера
Контакты
  • пн-вс 10:00-20:00
№ компании: 479588

Эйлин Грей: первая женщина в дизайне интерьера

17 марта, 17:32

Талан Эйлин Грей заявил о себе, когда архитектура и дизайн были исключительно мужской сферой. Когда-то коллеги свысока смотрели на смелую самоучку, сегодня произведения Грей украшают музеи и дома знаменитостей, а её называют одной из самых выдающихся фигур в дизайне 20 века, опередившей время и модные течения.

Баронесса, одиночка, самоучка

Эйлин Грей родилась в 1878 году в семье ирландских аристократов. Свой творческий путь баронесса начала с изучения живописи в Лондоне и Париже, но никогда не стремилась к карьере художника. Эйлин не училась ни дизайну, ни архитектуре, что и неудивительно: архитектуре тогда могли обучаться исключительно мужчины, а дизайн ещё не преподавали.

Живопись казалась наиболее приемлемым выбором для творческой девушки из хорошей семьи, но Эйлин бросила рисование, посвятив себя проектированию мебели — неслыханному по тем временам занятию для женщины.

В начале XX века, когда все творческие люди сбивались в концептуальные группы, Эйлин была одиночкой, не состоявший ни в одном движении и сообществе.

Эйлин Грей и её вилла «E1027» на Лазурном берегу

Большую часть своей длинной жизни Грей прожила во Франции. Несмотря на свою эксцентричную натуру и соседство с богемным обществом, в котором «варились» все творческие единицы Парижа, Эйлин вела обособленную жизнь. Фамильное состояние позволило ей посвятить себя любимому делу и заниматься творчеством без коммерческих мотивов.


В 1917 году Грей впервые примеряет роль профессионального дизайнера интерьеров, трудясь над первым в жизни заказом — особняком миллионерши Матье Леви. Она не только поработала в качестве декоратора, но и спроектировала всю мебель. Этот проект помог Эйлин заявить о себе как о новаторе.

Начинала она с лакированной мебели и до середины 20-х годов работала в духе строгого и роскошного ар-деко, даже когда самого термина ещё не существовало. В 1925 году талант Грей круто повернул в другом направлении.

Второй период творчества первой женщины-дизайнера был подчинен принципиально другой эстетике — модернизму и функционализму, в этой области Эйлин снова оказалась первопроходцем.

Пока Европа без ума от ар-деко, Грей проектирует тонконогие кресла и столики, объекты из металлических трубок — авангардные и настолько демократичные, что злые языки прозовут их «мебелью для бедных». Но именно её металлическими трубками впоследствии будут вдохновляться творцы Bauhaus.

Интерьер виллы E1027

Вилла на Лазурном берегу

Она строит свою легендарную виллу «E1027» на Лазурном побережье Франции. В модернистском названии зашифровано романтическое послание: «Е» — первая буква её имени, «10» — номер буквы «J», «2» — буквы «B» (инициалов её возлюбленного — румынского архитектурного критика Жана Бадовичи), «7» — номер буквы, с которой начинается её фамилия. Этот проект взбудоражил умы общественности 30-х годов и впоследствии стал одним из самых известных памятников модернизма.

Вилла, построенная из удивительного для тех лет материала — железобетона, отличалась эргономичной планировкой, а внешне напоминала круизный лайнер, эффектно выделяющийся на фоне особняков в стиле прованс. Вместо воды в бассейне — песок, внутри столы ездят по рельсам, а шкафы выдвигаются из стен.

Именитый французский архитектор Ле Корбюзье публично сожалеет, что этот шедевр построил не он.

Восстановленный интерьер виллы «E1027»

Когда вилла уже не принадлежала Эйлин (она оставила её уже бывшему возлюбленному Жану Бадовичи), Ле Корбюзье покрыл белоснежные стены дома яркими модернистскими рисунками. Грей болезненно отреагировала на эту выходку, написав письмо с требованием убрать роспись, но оно осталось без ответа.


В середине XX века имя Эйлин Грей надолго выпадает из обоймы. После второй мировой войны, она ведет одинокую жизнь в своей квартире в Париже. О ней снова заговорят в 70-х года, после выхода громкой биографической статьи.

В 1972 году Грей получает звание «Королевский дизайнер для промышленности», по всему миру открываются её выставки, а известный лондонский шоу-рум предлагает производить её объекты.

Элин Грей ушла из жизни в 1976 году, в возрасте 98 лет, сделав весомый вклад в историю мирового дизайна.

Культовые произведения

Даже если вам не знакомо её имя, вы наверняка видели её мебель. Ширмы, столики и кресла от Грей не раз фигурировали на киноэкране, за ними охотятся коллекционеры, их продают на аукционах за астрономические суммы.

Кресло «Dragons», украшенное лакированными деревянными «драконами», продано на аукционе за рекордную сумму в 28,3 миллиона долларов.

Кресло «Dragons»

Легендарное кресло «Bibendum» спроектировано в 20-х годах прошлого века для парижского бутика шляпок. Выглядит как объект современного дизайна и активно фигурирует в современных дизайнерских проектах. Интересный факт: форма спинки вдохновлена шинами Michelin.

Кресло «Bibendum»

Столик «E1027» создан для интерьера той самой виллы. Объект, состоящий из стальных трубок и стеклянной столешницы, считается одним из самых узнаваемых.

Столик «E1027»

Еще один мебельный элемент, созданный специально для виллы на Лазурном берегу — кресло «Transat» очертания которого навеяны шезлонгами.

Кресло «Transat»

Все оттенки Грей в интерьере

Эстетика Грей вдохновляет и сегодня. Чтобы стилизовать интерьер в духе поздней Грей, за основу можно взять три ингредиента: индустриальную эстетику, рациональность и индивидуальность.

В таком пространстве много света, а стены всегда остаются «голыми». Обоям стоит предпочесть светлую краску или декоративную штукатурку «под бетон». Узнаваемыми элементами будут хромированные детали и тонкие мебельные ножки.

Цветовая гамма сдержанная, любит черно-белые контрасты. Практически полностью отсутствует декор ради декора и традиционные украшательства, за исключением разве что ковров с геометрическим принтом. В такой интерьер впишется мебель в стиле хай-тек и модерн.

Эйлин Грей творила во времена, когда архитекторов и дизайнеров вдохновляла философия Ле Корбюзье, называвшего дом «машиной для жилья». Эйлин, как всегда, шла наперекор мужскому мнению, и полагала, что дом — никакая не машина, а «оболочка человека» и «его продолжение». Перефразируем: ищите себя в интерьере, даже если ваша индивидуальность идет вразрез с общественным мнением.