Антидизайн в интерьере: стиль или безумие?
Уникальность, иррациональность, смелое смешение стилей и полное презрение к правилам. Расскажем о самом сумасбродном и амбициозном явлении в истории дизайна интерьеров, получившем название «антидизайн».
Откуда растут ноги
В конце 60-х годов в неспокойном море модных направлений геометрической волной взметнулось два новых: радикальный дизайн и антидизайн. Возникшие одновременно и практически тождественные друг другу явления отличались лишь тем, что антидизайн больше склонялся в сторону антиутопических идей и смелых экспериментов.
Молодое поколение архитекторов и дизайнеров отказывались от правил, разрушали гармонии, переосмысливали место мебели и декора в пространстве. Выступали против всего стандартного, ориентированного на потребителя. Молодых радикалов больше не волновали изящество и элегантность, интерес сместился в сторону концептуального и глобального.
На руинах модернизма воздвигались немыслимые конструкции, эксперимент и спор стали языком эпохи.
Superstudio
Первыми в радикальном переосмыслении пространства стали итальянцы. В 60-х сформировалось несколько команд, относящих себя к представителям радикального дизайна, самыми известными считаются «Archizoom» и «Superstudio».
История одного мешка и другие изобретения
В роли заявления от «Superstudio» на выставке «Тригон» был продемонстрирован проект под названием Monumento Continuo: стирающие рубежи, белые скалы и меридианы «Непрерывного памятника» охватывают Землю, запирая ее в клетку. Был ли этот город без границ мечтой или предупреждением человечеству, стремящемуся к глобализации, сказать сложно. Представители антидизайна вообще стремились к смысловой неопределенности предмета.
Генерируя интерьерные комплексы, коллектив демонстрировал все ту же эстетику отрицания. Позже этой «деструктивностью в творчестве» заразятся дизайнеры-деконструктивисты вроде Захи Хадид и Рема Колхаса.
Superstudio, Monumento Continuo
Самым известным подарком антидизайна миру стало кресло-мешок «Sacco» от трёх итальянских дизайнеров: Пьеро Гатти, Франко Теодоро и Чезаре Паолини. Создавая кресло, изобретатели руководствовались принципами «от противного»: кресло ни в коем случае не будет походить на своих предшественников.
Оно не могло быть изготовлено из дерева или металла, иметь жесткую форму, вообще не должно было напоминать кресло внешне.
Кресло-мешок «Sacco»
Фокус удался. Изначально «мешок» был сделан из ПВХ и заполнялся водой. В таком виде у проекта было мало шансов на успех. На помощь пришёл талантливый Аурелио Занотта, благодаря находчивости которого кресло поменяло ПВХ-пленку на яркую ткань, а жидкость на лёгкие пластиковые шарики. Ни на что не похоже и при этом удобно!
В то же время группа «Archizoom» придумывала невероятные проекты шагающих городов и саморазрушающихся домов и видела цель архитектуры будущего в уничтожении архитектуры как таковой. А ещё шутники из «Archizoom» подарили миру комплект «Superonda»: полиуретановый каркас, обтянутый тканью, можно было применить и как сиденье, и как кровать, и как... столешницу.
Диван Superonda, Poltronova, Archizoom.
Невероятные «Dream Bed», похожие на каменные платформы из игры «Doom» — детище Эторе Соттсасса, одного из основоположников «антидизайна» и стиля мемфис. Этторе Соттсасс попросил каждого из коллег спроектировать модель в масштабе 1:10, чтобы представить их в номере «Domus». Эти четыре кровати стали своеобразным манифестом нового взгляда на искусство.
Антидизайн и ваш интерьер
Чтобы придать жилому пространству привкус антидизайна, не обязательно превращать квартиру в фантастический лабиринт и переосмысливать значение каждого предмета. Достаточно сыграть на контрасте, смешивая ингредиенты разных стилей и эпох, иронизируя над традиционными представлениями о дизайне и искусстве. Акцент можно сделать на любой близкой вам идее.
В обойме антидизайна провокационные цветовые комбинации и сумасбродные элементы интерьера: бесформенное кресло, сюрреалистический диван, пледы и покрывала с вычурным, гротескным орнаментом.
Провоцируйте: используйте броские китчевые аксессуары в сдержанном интерьере, перекрашивайте мебель, как вам вздумается или ссылайтесь на чертежи авангардистов.
Главное — концепция, к которой вы стремитесь, даже если она — «всякое отсутствие концепта».